Майское лето или Беларусь тандем-тур



Майское лето или Беларусь тандем-тур

Опубликовано: 02.06.2018

Специализированный туристический клуб для инвалидов по зрению «Масштаб плюс» ежегодно реализует интересные проекты, связанные с путешествием людей с нарушением зрения на тандемах. Так, в течение нескольких лет осуществлялся проект восхождений на высшие точки Северо-Западного региона. Участники проложили целый ряд экзотических маршрутов и с удовольствием делились своими впечатлениями и опытом. Основной целью клуба является организация доступности путешествий для людей с нарушением зрения. Такие поездки требуют организационной, материально-технической и физической подготовки. В этой связи в рамках субсидирования СПб РО ВОС неоднократно приобретала для работы Клуба необходимое снаряжение. Но главной причиной положительного результата, конечно, явилась квалифицированная подготовка и настрой участников. Предлагаем вам еще один рассказ о совершенном путешествии. Читайте и присоединяйтесь.

После прошлогоднего весеннего путешествия на тандемах по Калининградской области укрепилась идея о поиске доступного теплого региона для первого велопохода. Тем более что предыдущий летний сезон в Санкт-Петербурге оказался очень прохладным и дождливым, а точнее, можно сказать, что лета и вовсе не было. На практике тандемщики клуба «Масштаб плюс» убедились в том, что качество тандемпутешествия напрямую зависит от качества дорожного покрытия. В этом смысле тандемом управлять легче и колеса под велорюкзаком страдают не сильно. И вот наши взгляды устремились в географический центр Европы, а он, как выяснилось, по мнению некоторых ученых, находится в Белоруссии. Вот все карты и сошлись! От Санкт-Петербурга необходимо сместиться почти на тысячу километров. Как нам рассказывали многие путешественники в Белоруссии дороги очень хорошие.

Это путешествие мы запланировали еще в конце прошлого года. В тандемном деле, главное это не только желание, но и пилоты, иначе тандем попросту никуда не поедет. Именно поэтому необходима база надежных и опытных пилотов профессионалов, знакомых со специфическими особенностями незрячих людей. По счастливой случайности в этом нам помог лидер клуба «Самокат» - Сергей Смирнов. Он уже много лет поддерживает Петербуржское тандем движение, и даже поднимался с нами в качестве волонтера-фотографа на Эльбрус. С помощью информационного ресурса Клуба Путешествий https://www.vpoxod.ru/route/belorussiya был намечен интересный маршрут, но реальность вносит свои коррективы. На момент когда вопрос с укомплектованностью команды был решён, железнодорожные билеты закончились. Что делать? В срочном порядке разрабатывается альтернативный велопоход по Псковской области. Волнительно то, что и дороги там не очень и по прогнозу погоды как-то не столь оптимистично. Но неожиданно случилось невероятное, к одному из поездов прицепляют дополнительный вагон и интернет мониторинг позволяет нам отреагировать молниеносно и приобрести железнодорожные билеты.

Важно отметить, что при транспортировке тандемов необходимо приобретать велосипедный билет в России, а в республике Беларусь - это отдельное место, причем по опыту, это сильно облегчает общение с проводниками и пассажирами. Желательно распечатать билеты, заблаговременно подъехать к своему вагону, ведь тандем надо разобрать на части. Рама отдельно, колеса отдельно, седла с подседельными штырями снимаются, руль пилота поворачивается параллельно раме и педали также свинчиваются. Все это упаковывается в специальный велочехол или просто в полиэтилен. Выглядит багаж внушительно и некоторых пассажиров пугает. Но удивительным образом все это размещается на третьей багажной полке плюс велорюкзак. Тут важно приобрести правильные билеты, то есть желательно на один тандем одну верхнюю полку. На боковых полках тандем не помещается и в современных вагонах со стороны коридора есть заглушки, и от этого размещение тандема затрудняется. Все эти тонкости лучше предусмотреть, чтобы не перегрузить себе нервную систему.

Для того чтобы бюджетно осуществить нашу поездку был разработан непростой, но реальный доброс, состоящий из нескольких пересадок. Например, из Санкт- Петербурга мы добрались до Невеля, затем собрали тандемы проехали тридцать километров, пересекли государственную границу, и на стации Езерище после приготовленного на горелке завтрака сели в электричку до Витебска - сэкономили не только деньги, но и время небольшого майского отпуска. Когда Сергей Смирнов знакомился с маршрутом, у него даже сложилось впечатление что наш велопоход пройдёт на электричках. Он удивился и спросил: «А когда мы на тандемах-то кататься будем?»

Первая часть нашего вояжа выполнена! Все тандемщики – Сергей Шарапов, Олеся Токунова, Сергей Смирнов и Андрей Гостев в одно время оказались рано утром в Невеле. Встречают контрасты. Сначала холодный ветер, поселковая дорога как - будто после бомбежки, голые деревья, серая земля. Затем выбираемся на федеральную трассу. Дорога становится по-европейски ровная и гладкая. Настроение улучшается, выглядывает солнышко, деревья покрываются зеленым оперением, а земля постепенно покрывается зелёной травой и даже цветочки вроде попадаются и птицы все громче и громче щебечут. На первой белорусской станции нас встречает небольшой, чистый и уютный вокзал, с подстриженным газоном и цветочными клумбами. Отмечаем важный элемент доступной среды в виде грамотного пандуса на пути к железнодорожной кассе. На солнце все теплее и теплее и от этого все радостнее и радостнее. Приобретаем билеты, в том числе и велосипедные. На каждый тандем один билет, хотя некоторые билетёрши имеют своё личное мнение на этот счёт. В белорусских электричках велосипеды можно провозить только в тамбуре. Поэтому для тандема подходят только первый или последний вагон, так как нет специальных мест для велосипедов. Тандем можно занести в салон вагона и поместить его перпендикулярно сиденьям, руль стокера повернуть параллельно проходу и тогда он не мешает пассажирам, а еще лучше тандем зафиксировать, чтобы он случайно не упал. Таким образом, один тандем вначале вагона, а другой в конце. Поэтому критическая масса тандемов на один поезд три и не больше. Проходят следующие шутки для кондукторов и пассажиров, что наши в каждом вагоне едут с тандемами, а самые сильные догоняют сзади на следующем поезде.

В Белоруссии все платформы низкие, поэтому экипаж должен отработать быструю посадку и слаженную работу. Желательно, чтобы у велорюкзака были лямки, тогда пилот вешает его на спину и заносит его и переднюю часть тандема в поезд, а стокер с нарушением зрения помогает ему, приподнимая заднюю часть тандема, а затем поднимается наверх по ступенькам в электричку.

Во время велопутешествий наша команда пользуется мобильным приложением Maps.me. При наличии POWER BANK телефон подзаряжается и работает на протяжении всего похода. Телефон можно так же «заправить» во время посещения кафе. Для нас неожиданно, что в начале мая здесь «по-нашему» уже лето. Вот именно за этими ощущениями мы сюда и приехали. Как хорошо когда греет солнце и буйство свежей зелени вокруг. В Белоруссии надо помнить о том, что на велосипедах по проезжей части ехать запрещено и за это нарушение взымается штраф. На тандемах скакать через поребрики не очень приятно и пилоты вынуждены показывать чудеса виртуозного маневрирования. Однако, как нам потом подсказали велосипедисты, что если двигаться в организованной колонне, то можно и по проезжей части, но желательно не в крупных городах.

И вот мы обращаемся к нашему приложению за рекомендацией достопримечательностей Витебска. Долгожданный велопроменад по набережной и осмотр Успенского собора, который находится на высокой горе. Город очень чистый, приветливый с интересной южной архитектурой. Заезжаем в музей трамваев, тем более что и в нашем городе к трамваям относятся очень уважительно. Приятное катание по городу приводит нас в парк на реке Витьба. Тут – шок от того как обустроена территория парка. Ибо прекрасная, качественная велодорожка, с мостиками через реку и грамотно устроенной инфраструктурой – вызывает у нас даже зависть. Вот бы и у нас создавали такие же и объединяли их в веломаршруты.

Перед ночным поездом заруливаем в супермаркет, где приятно удивляют цены и изобилие товаров.

И снова в путь на поезде в Барановичи - железнодорожный узел Белоруссии. Затем тандем парад по городу в поисках обменника. Этот промышленный город не оставил ярких впечатлений.

На заднем колесе начали вылетать спицы, что заставило нас сильно волноваться. В очередной электричке мы отремонтировали колеса, надеясь, что в дальнейшем запасные спицы больше не понадобятся. Практично во время путешествия на тандемах распределять вес груза по длине всей рамы. Для этого можно использовать подрамные сумки, сумки для руля. А ещё мы ввели ноу-хау «домик под рулём» когда палатку зафиксировали с помощью экспандеров на руле стокера.

Основной этап нашего тандем тура начался в Ивацевичах. Низкий автомобильный трафик, внимательные и вежливые водители. Тёплый ветерок и свежий воздух, щебет птиц, зеленые поля, и леса, запахи цветов, яблонь, слив, алычи, а затем и черемухи, а под конец путешествия и сирень, которая у нас в конце мая – вот ради этих красок жизни городские жители стремятся на природу.

Достопримечательности южной Белоруссии очень разнообразны и интересны, тем более что эта территория до войны принадлежала Польше, что конечно отражено в архитектуре и памятниках. Здесь мирно уживаются православные соборы и католические костелы. Замки и дворцы как бы вписаны в окружающий пейзаж. Причем некоторые исторические объекты датируются XII-XIII веками. Стало даже жарко, вода в озерах прогрелась, и удалось в конце апреля открыть купальный сезон.

Cильные впечатления получаешь от общения с доброжелательными местными жителями. Они рассказывают истории о своем поселении и разрешают набрать воды из колодца. Так, в Ружанах, выезжая из замка Сапегов, знакомимся с группой женщин на велосипедах, которые путешествуют здесь с Минским велоклубом. Наша предполагаемая стоянка находится на том же озере, что и у велосипедисток, поэтому, найдя их стоянку, мы размещаемся рядом. Интересное общение, обмен опытом и туристскими историями - все это обогащает внутренний мир и повышает настроение. Здесь на стоянке мы знакомимся с активистами Белорусского туризма Юрием Цыганчуком. Тут же мы делимся спортивным и туристическим опытом с преподавателем Минской школы – интерната для слепых и слабовидящих детей. По ходу выясняем, что велотуризма на тандемах в Белоруссии нет, поэтому наши пилоты проводят мастер-класс. Наконец, Виктор Кульпин играет на дуде – национальном белорусском инструменте похожим на шотландскую волынку. И увлекает историей этого музыкального инструмента, которая напрямую связана с мифологией и обрядовыми традициями славян.

Покоряет отношение белоруссов к своей родной земле. На протяжении нашего путешествия все поля обработаны, леса ухожены, заборы покрашены, а дома в порядке. Почти в каждом южном поселении установлены поклонные кресты, которые на Пасху празднично убраны. В общем, в экологическом плане охарактеризуем Беларусь, как страну с главенством чистоты и порядка. Даже в небольших деревнях установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. На маршруте наблюдается развитие альтернативных источников энергии, ветряки, которые вырабатывают электричество. Причем они расположены повсеместно и в массовом порядке.

С такими похвальными впечатлениями мы отправились далее в путь.

Посещаем усадебный комплекс Жерно, где народный экскурсовод проводит аутентичную авторскую экскурсию по краеведческому, по сути, частному музею. Здесь мы живо почувствовали историю белорусского народа, его быта и традиции. Тем более что нам разрешили многие экспонаты потрогать.

И вот снова мобильное приложение помогает нам преобразовать маршрут таким образом, чтобы избежать «жесткий грейдер», по которому тандем очень плохо и идёт и едет. В этот момент у нас с Сергеем Смирновым возникает полемика о сравнении велосипеда, который способен преодолевать почти любое бездорожье, и тандема, который в этом трудном месте завязнет - о манёвренности велосипеда и неповоротливости тандема. В финале пришли к практическому пониманию, что тандемный и велосипедный туризм - это отдельные самостоятельные направления.

Как и следовало ожидать, есть закономерности первых велопоходов, а именно, вначале сезона приветствуются равнинные рельефы с небольшими горочками. Ходовой день с посещением достопримечательностей рассчитывается из расчета скорости в 10 километров в час. Тогда и силы будут сохранены и достопримечательности осмотрены.

Нам в который раз крупно повезло, так грозовой фронт задел нас совсем немного и стихию мы переждали на автобусной остановке. И снова мобильный наш помощник помог скорректировать маршрут и выбрать оптимальное место для ночлега. То есть, добравшись до вокзала, мы подбросились до зеленой зоны на электричек и в свете фонарей ночью разбили лагерь. Что позволило и выспаться и начать утром ходовой день в оптимальном месте. И тут опять приятный город Лида, где внимательно относятся к туристам, судя по баннеру при въезде в город, на котором изображены три велотуриста следующих в город. Отличный замок! Кстати, вход в музеи для льготных категорий граждан с сопровождающими бесплатный. Далее мы отправляемся в Новогрудок. Начинаются горочки, приятно с них скатываться. Подъемы изматывают, особенно когда температура воздух стремится к тридцати. А у нас и летом-то таких температур нет.

Форсируем Неман. Ночуем в поле, на краю лесного заповедника. И снова пение лесных и полевых птиц. В лесу как белое покрывало цветут первоцветы. Эпический закат. Велосипедизация в Белоруссии достаточно развита. Сергей Смирнов - создатель музея старинных велосипедов у себя на даче, поделился своими наблюдениями, когда с одной стороны на велосипеде Аист 1956 года производства, а на встречу ей едет бабушка на Риге 1959 года производства. Бабушки одеты в платья, а на голове платочки.

Близ селения Турец мы заезжем за озеро для того, чтобы пообедать. К нам подходит дедушка и начинает рассказывать об истории этих мест. Выясняется, что Василий Павлович незрячий и работает здесь смотрителем - обходчиком при здешнем рыбном хозяйстве. Как было интересно услышать его простую жизненную философию, мысли об отношении к людям... Он хорошо ориентировался и провёл нас к возрожденным источникам с родниковой водой.

Самое яркое впечатление оставило посещение замков в городах Мир и Несвиж. Будучи в Белоруссии обязательно их посетите.

Постепенно приближаясь к Минской области, все чаще и чаще начинают встречаться мемориалы и памятники Великой Отечественной войны. Как важно хранить память об ужасах войны и о нашей общей победе и истории! Так, в селе Городеи находится мемориал – захоронение почти 1200 местных жителей, которых расстреляли фашисты.

В финале пятого ходового дня, после ночевки в близлежащем лесном массиве, мы начинаем потихоньку двигаться на Родину. Напоследок покатались по Минску. Красота! Приятные впечатления о столице Белоруссии только усилились. Ребята сделали классную фотооткрытку на площади Независимости у памятника-фонтана Журавли приуроченную ко Дню Победы. Возникает то чувство когда, и расставаться тяжело, но и домой тянет.

И снова разбор тандемов и в поезд, доброска до Езерища. Удивительных иногда встречаешь попутчиков в поезде. Так, предприниматель из Карелии поделился с нами финским методом сушки сена в дождливую погоду. А у нас общий друг фермер, который в прошлое дождливое лето испытывал значительные трудности при заготовке сена. Или выяснилось, что мой дедушка и дед Сергея Смирнова были участниками Таллиннского перехода и сейчас есть специальный информационный ресурс, где можно найти много информации об этом событии. Обмен жизненными концепциями и практическим опытом очень сильно обогащает, расширяет кругозор.

Прошли границу легко, без досмотра и отправились перед ночным поездом встречать закат на озеро Завережье. При всей красоте места мы заметили клещей. Поэтому на природе нельзя расслабляться. В сумерках, в свете фонарей и проблесковых маячков завершался наш Беларусь тандем тур.

Выводы и рекомендации

В Белоруссии на тандемах ездить можно в любое время

Маршрут лучше распределять по 50-80 км в день

Всегда необходимо иметь запас воды, карманный перекус и ремнабор - магазины работают хорошо

Чтобы не обгореть на солнце берите с собой крема или соответствующую одежду

Старайтесь выбирать асфальтированные дороги местного назначения, движение автотранспорта на них не интенсивное, как на магистрали. Избегайте грейдеров и проселочные песчаные дороги. На шоссейных тандемах приходиться на них ходить пешком.

400 км для первого велопохода вполне достаточно, если у вас есть начальная подготовка

Для вещей лучше выбирать велоштаны и подрамные сумки. Допустим небольшой рюкзак на спину.

В этом мае было по-летнему жарко, но тёплую одежду и спальники брать обязательно.


Информация предоставлена руководителем специализированного туристического клуба «Масштаб плюс» для инвалидов по зрению Андреем Гостевым.

На фото три велотандемиста - Сергей Шарапов, Олеся Токунова, и Андрей Гостев остановились, чтобы полюбоваться белорусским закатом.




Возврат к списку