Создание витража «Незрячие Cлухачи на фоне Петропавловки» в рамках проекта «Вижу руками – изостудия незрячих художников»

Опубликовано: 27.01.2021

Создание витража «Незрячие Cлухачи на фоне Петропавловки» в рамках проекта «Вижу руками – изостудия незрячих художников»

Создание витража «Незрячие Cлухачи на фоне Петропавловки» в рамках проекта «Вижу руками – изостудия незрячих художников»

В преддверье 77 годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады одно из витринных окон ДК им.А.В. Шелгунова превратилось в «Блокадное окно». Методом обрывной бумажной аппликации с фотографии 1942 года воссоздано изображение установки звукоулавливателя со слухачами на фоне Петропавловской крепости.

Незрячих слухачей, защищавших блокадное небо Ленинграда, среди них нет, так как члены Всероссийского общества слепых служили в подразделениях противовоздушных войск в районе современных Девяткино и Колпино. Однако именно этот снимок храниться в фондах Народного музея истории СПб РО ВОС и является напоминанием нам, ныне живущим, о подвиге солдат с Белой тростью в Великую Отечественную войну.

В молчаливом размышлении о событиях тех дней началось создание витража размером 2 на 2 метра в окне здания, в котором располагается Санкт-Петербургская региональная организация Всероссийского общества слепых. Сначала в трафаретном исполнении на бумаге было выполнено увеличенное изображение звукоулавливателя со слухачами, затем оно было вырезано по контуру и наклеено на стекло. Из-за необходимости передачи технических деталей установки эта копировальная по сути работа была поручена зрячему человеку.

Однако уже на следующем этапе – создание окружающего пейзажа – к работе приступил слабовидящий художник Александр Нехорошев. Разрывая и разрезая обычную белую офисную бумагу он за 3 часа с помощью воды и мыла наклеил на стекло силуэты Петропавловской крепости, деревьев и крыши, на которой расположилась установка звукоулавливателя.

Этот метод обрывной аппликации является вполне доступным для слабовидящих художников. Пока бумага не высохла, она легко перемещается по мокрому стеклу. А если надо усилить или ослабить какие-то элементы изображения, то по замыслу добавляются или убираются обрывки бумаги. У художника иногда они, как пазл, складывались в изображение, которого не было на историческом фото, но которое художник увидел, представив себя на этой крыше в те блокадные времена.

На фото 1 – автор витража Александр Нехорошев у Блокадного окна, на фото 2 –элементы обрывной аппликации, на фото 3 – обратная сторона витража на фоне темной улицы, на фото 4 – вид Блокадного окна на улице Шамшева 8.


#Блокада

#ФондПрезидентскихГрантов

#СПбРОВОС#НезрячиеХудожники

#ДК_Шелгунова






/